dialog
icon

Где живут деньги

В этом разделе ты узнаешь обо всем, что связано с банком и историей денег.

Эссе победителей II Место

0
Автор: Business Fox
Опубликовано

Эссе «Почему я стала ментором школы финансовой грамотности, предпринимательства и профориентации для детей от 5-18 лет».

  • Когда мне было 5 лет, я узнала, что, оказывается, пазлы нужно собирать по картинке и начинать с краёв. Я возмутилась. И поэтому с тех самых пор выкидывала коробку с картинкой и собирала все пазлы, начиная именно с середины. 100, 200, 10000 кусочков пазлов! Невероятное чувство эйфории охватывало меня, когда я находила подходящие детали и складывала собранные врозь куски! Потом мне сказали, что раскрашивать нужно только в одном направлении: сверху вниз или справа налево. Так делать, конечно, я тоже не стала. Тогда я неосознанно избегала линейности и стандартов. Мои решения не всегда всем понятны, часто я сталкиваюсь с тем, что люди спрашивают, а зачем? Зачем тебе столько дипломов? Зачем тебе учить языки? Зачем тебе ехать в другую страну? Есть зачем. Каждый диплом, каждый изученный язык, каждая моя попытка, каждый мой шаг – это разные части моего жизненного пазла, который я по кусочкам стараюсь аккуратно складывать. Недавно я закончила магистратуру “Администрирование и управление бизнесом”. Это отлично помогло сформировать мои идеи и направило мой творческий поток в нужное русло В голове созрел бизнес-план, который и послужил основой для моей дипломной работы. Однако дальше этой идеи было сложно идти. Как уроки вождения: в теории ты имеешь представление, как водить автомобиль, а тут пора на дорогу. Ну, вперёд! А там на дороге любая ошибка может стать роковой. Радует, конечно, что в сфере бизнеса нет таких жестоких последствий, но страх от этого меньше не становится. Мой пазл продолжает складываться: мне поступает предложение пройти курсы и стать ментором в школе. Я вложила все свои силы на изучение сложнейших предметов, чтобы рассказать детям начальной школы, как вести бюджет и создать свой бизнес. Кто бы мог подумать? А ведь у детей те же страхи. Нельзя же просто так взять и начать! Они не уверены в результате, когда создают свой первый проект, куча мыслей и страхов крутятся в голове. Чтобы это преодолеть, я мысленно говорю им: “Давайте бояться вместе, и мы победим” – важен общий уровень внутреннего состояния. Поясню. Если мне страшно, дети видят это и чувствуют себя неуверенно. При этом, взяв себя в руки, преодолевая внутренние сомнения, я начинаю верить своим словам, а значит, верить в себя, а значит, дети верят мне. Приведу пример. Ты понимаешь, что открыть зоопарк – не самая практичная и легчайшая задача. Но когда детям на примере показываешь пошаговую инструкцию, как надо разложить всё по полочкам и расписать всё по пунктам, то сам начинаешь чувствовать, что не так уж всё страшно и что это осуществимо. Пожалуй, я решила стать ментором не только ради детей, но и ради себя. Ведь я точно так же расту с ними, разве это не признак достойного ментора? Я рассказываю детям о том, как строить бизнес, быть смелым и целеустремлённым, как пользоваться финансами, как и я сама для себя составляю и сохраняю информацию, кусочек за кусочком, пазл за пазлом, также добавляя веры в себя. Вне зависимости от того, что я преподаю детям, я твёрдо уверена, что основа любого урока – это свободное мышление. Однажды на уроке детям было дано задание: рассказать историю на выдуманном языке, используя любой набор звуков. После того как я показала на своём примере пару предложений на своём выдуманном языке, я осознала, что дети смотрели на меня и не решались поговорить на своём языке, хотя сама по себе задача была лёгкой. Кто-то сказал, что вообще не знает, не умеет так делать, или просто “забыл”. Из-за отсутствия каких-либо критериев этого языка дети не могли позволить себе просто расслабиться и воспроизвести спонтанный набор звуков и слов, они не разрешили, не дали себе свободно мыслить, отправить своё мышление в полёт. Всё это я к чему? В общеобразовательных предметах есть правила, рамки, следуя которым ты придёшь к правильному результату. В бизнесе таких рамок нет (кроме законов и юридических требований, конечно). Всё остальное является примерным образцом того, как необходимо действовать. Это не просто уроки финансовой грамотности – это основы свободомыслия. Ещё один принцип – здесь и сейчас. Дети, как и цветы, не могут жить на сухом материале, нужно подпитать его практикой, примерами из жизни, ответами на необычные вопросы, которые появляются в ходе обсуждения. Они должны видеть и понимать, что примеры не на бумаге, а вокруг них: буквально перед их глазами. Миллионы живых примеров, частью из которых является мой личный опыт, мои заметки, мои фотографии, а частью из которых потом сами дети начинают делиться. Следующий принцип – дай возможность сказать. Как насчёт тех, кто саботирует занятия? Самый интересный и любимый мной контингент. Возможность развития как профессионала они выкручивают на максимум. И они же, если дать им возможность, высказывают самые смелые решения! Приведу пример. Существует такой тип учеников, которые намеренно отвечают неправильно и противоречиво. На вопрос, что самое главное: семья или деньги, ответит – деньги. При выборе профессии на проектную игру скажет: “Охранник в «Пятёрочке» – это всё, что я хочу!” Он ждёт, что его начнут переубеждать, уговаривать, возмущаться. Сложности добавляет и то, что вывести его на диалог не так уж и просто. В таких случаях я призываю соглашаться. Мы играем в игру “да и”. Я соглашаюсь и продолжаю задавать наводящие вопросы. Они могут поставить его в тупик, заставить задуматься - непривычная ситуация, с ним согласились. Теперь давай, развивай мысль, которую решил сказать, вперёд, прояви изобретательность и обоснуй свой ответ! И в этот момент он становится активным, и именно тогда он выдаёт интересные решения! Так я вижу, что смогла включить ещё одного ученика в образовательный процесс, а этого дорогого стоит. Четвёртый принцип – честность с детьми и с самим собой. Приводя детей к мысли о том, что импульсивные покупки вредят бюджету, что, зайдя в магазин, не стоит поддаваться маркетинговым трюкам, я сама себя ловлю на следующей мысли: «Если я говорю детям, что нужно разделять покупки на необходимые и те, которые могут подождать, то я сама не покупаю платье по скидке, понимая, что потом денег на еду не хватит». Я говорю детям открыто и честно: чтобы достичь цели, нужно идти маленькими шагами, построить свой маршрут. В свою очередь, чтобы достичь моих вершин, я составляю свои шаги для своей цели. Хотя раньше мне хотелось быстрого результата. Думаю, как и всем. В конечном итоге я пришла к выводу, что даю детям инструменты, которые знала давно сама, но совершенно ими не пользовалась. Теперь у меня есть ответственность перед детьми, я должна быть с ними честна точно так же, как и перед самой собой. Став ментором, я дала обещание им и себе, что помогу стать лучше. Философия моего урока хорошо отразится в придуманном мной сравнении: “Урок со мной – как поход к парикмахеру. Идёшь только подровнять кончики, а потом решаешься на что-то большее”.

Для того, чтобы оставлять комментарии и оценки необходимо авторизоваться

Войти